"Главной мишенью криминалитета и чиновничьего рэкета становится средний и малый бизнес".
Владимир Путин
 
        
Законодательство

6 мая 2005 года УФСКН России по г. Москва возбудило уголовное дело 3283858 по факту хранения и сбыта сильнодействующего вещества эфира для наркоза стабилизированного в ЗАО НПК «СОФЭКС» и ООО НПО «Софэкс – Химзащита». Двум руководителям «Софэкс» А.Процкому и Я.Яковлевой было предъявлено обвинение по статье 234 УК РФ: «Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки».
В основу ст.234 УК РФ был положен список веществ, составленный некой общественной организацией - Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН), - возглавляемым доктором медицинских наук, профессором, академиком Э.А.Бабаяном. Список Бабаяна (единственный источник, на который ссылается ФСКН) не содержит ни термина «сильнодействующие», ни признаков определения веществ как «сильнодействующих», употребленных в ст.234 УК. Понятия «сильнодействующие» не существует в химической науке, мировой правовой практике. Российское законодательство (Конституция РФ и федеральные законы), а также нормы ООН не содержат ни одного доказательства существования «сильнодействующих» или их определения как группы веществ.
Статья 234 УК РФ содержит правовую коллизию – наложение уголовной ответственности за несуществующее в природе и правовой практике явление «сильнодействующие вещества» на основе списка, составленного некой некоммерческой организацией.
В связи с этим статья 234 не может применяться до устранения несоответствий как минимум с российским законодательством. Однако статья 234 УК применялась ФСКН для заведения массовых уголовных дел против граждан РФ, в том числе руководителей химических предприятий.
Дело химиков обратило внимание общества и законодателей на неконституционность статьи 234 УК РФ и ее несоответствие международным положениям ООН в связи с отсутствием самого понятия «сильнодействующие вещества».
Дело химиков привело к тому, что ситуацию со статьей 234 УК РФ потребовали разрешить Поручения Президента РФ (от 3 августа 2006 № Пр-1319) и Правительства РФ (от 11 августа 2006 года № МФ-П4-3879). Постановление пленума Верховного Суда РФ  от 15 июня 2006 года №14 признало невозможность применения ст.234: «В настоящее время привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ фактически невозможно, поскольку иного перечня указанных веществ в целях привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 234 УК России, кроме Списков ПККН, не имеется».
В Постановлении №27-6 от 16 ноября 2006 года Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ сказано: «Статья 234 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ, в то время как собственного закона, регулирующего оборот таких веществ нет». Кроме того, в указанном документе говорится, что списки «сильнодействующих веществ» должны быть утверждены на федеральном уровне после их оценки компетентными государственными органами на предмет степени воздействия на организм человека и распространения в незаконном обороте.
Правительство Российской федерации в пресс-релизе заседания от 4 июля 2007 года, №1012, внося законопроект в Госдуму, утверждает, что принятие законопроекта, «позволит преодолеть сложившуюся ситуацию и обеспечит возможность применения статьи 234 УК», тем самым признавая нелегитимность статьи 234 УК РФ.
Таким образом, до сих пор дела по ст.234 УК РФ заводились по нелегитимной статье, что признается высшими органами исполнительной власти РФ!
5 июля 2007 года был получен  проект Федерального Закона «О внесении изменения в статью 234 Уголовного кодекса Российской Федерации», разработанный ФСКН России. В связи с невозможностью дать ясное определение термина «сильнодействующие» и обозначения оправданных признаков веществ как «сильнодействующих», ФСКН предложил дополнить статью 234 УК РФ примечанием: «Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи, а также других статей Уголовного кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации».
ФСКН РФ предлагает Правительству РФ взять на себя ответственность за внесение в мировую практику нового химического термина - «сильнодействующие вещества». Список веществ, которые ФСКН считает необходимым признать в качестве сильнодействующих и ядовитых, к проекту закона не прилагается.
Даже если поправки в 234 статью УК РФ будут приняты, несмотря на несуществование термина сильнодействующих в науке и природе, инициативы Госнаркоконтроля не делают статью 234 конституционной. Согласно статье 71 пункта «м» Конституции Российской Федерации "в ведении Российской федерации находится производство ядовитых веществ, наркотических  средств и порядок их использования". В Конституции РФ нет упоминания сильнодействующих веществ, следовательно производство и порядок использования «сильнодействующих веществ» не находится в ведении Российской Федерации. Проект поправок в статью 234 УК, разработанный ФСКН, не включает задачи изменения Конституции РФ. Поэтому продолжение уголовной практики по 234 статьи будет таким же нелегитимным.
Возбуждение Госнаркоконтролем уголовных дел по статье 234 УК РФ остается нарушением ст. 71 Конституции России.

 
« В архив
« На главную страницу
 



Отказаться от тюрьмы
 
Президиум Мосгорсуда отменил приговор журналистке Айгуль Махмутовой
 
Дума повысит ущерб
 
Госдума поправит «легализацию» в УК
 
«Эффект Дымовского» дошел до военной прокуратуры: следователь Попков рассказал об упадке в органах
 
Беседа с майором Дымовским
 
Криминал в политике или политика в криминале?
 
Дымовскому в Москве пожали руку милиционеры, объявившие голодовку
 
Архив »

Институт верховенства права